Найти тему
Этноmix

Голядь — незаслуженно забытое племя балтов

На территории современной России прежде обитало немало племен, от которых сегодня остались только названия. Одно из них носило название «голядь». И хотя было оно вовсе не славянским, оказало значительное влияние на формирование русского государства. Русская голядь в европейских хрониках и Пруссии известна под названием голиндов, первоначально говорили на диалекте прусского языка. Первые упоминания об этом племени есть у Птолемея около 150 года н. э. среди других племён, населявших Прибалтику.

Как утверждают русские летописи XI—XII веков, это балтоязычное племя обитало в верховьях реки Протвы, на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей, между землями вятичей и кривичей. Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне. Сами же его представители звали себя «галиндами». Археологи соотносят его с так называемой мощинской культурой, существовавшей с IV по VII век, о чем написано в статье про мощинскую культуру. Напомню вкратце основные моменты.

-2

Наследие мощинской культуры

По современным данным, около 250 – 300 гг. мощинцы поселились в верховьях Оки и Протвы и являлись выходцами из западных областей балтского мира. Также на этногенез мощинцев оказали славянские племена киевской культуры (наследники зарубинецкой), переселившиеся на север из-за нашествия гуннов. Мощинские выемчатые эмали относятся к кругу восточнославянских эмалей, что говорит о существовавшем тогда балто-славянском единстве. Около 500 г, фиксируется наличие нового культурного импульса из центральной Европы, в первую очередь, со стороны групп балтского населения в с территорий Литвы и Польши. К VIII веку мощинцы вступают в контакт со славянским племенем вятичей.

До прихода славян мощинцы не строили изб из бревен, а также не вели подсечно-огневое земледелие, так как для них растительный мир был священным. Сельское хозяйство велось по принципу «посадил и забыл» — без вспашки, вырубок, удобрений. Урожай собирали серпом.

Мощины владели кузнечным делом и керамическим производством. Изделия зачастую носят треугольные элементы, что согласуется с верховным богом балтов — триглавом.

-5

Погребения мощинцы делали в виде курганов – земляных насыпей полусферической формы. Характерная черта этих насыпей, достигающих 3-5 метров в высоту и диаметра основания в 10-15 метров, - кольцевая оградка из камней или частокол у основания насыпи. По всей видимости, вятичи переняли у мощинцев курганную культуру, а также шейные гривны.

Для посмертного движения душ в иной мир известно, что у балтских племен служила река, особенно текущая на запад, к тому же требовался проводник, чтобы душа не заблудилась.

Голядь на Руси

Как в современном сознании соотносится «литовское» и «русское»? Сегодня они несоизмеримы. «Россией» называется огромная территория в Евразии, которой пристало тягаться с иными супердержавами. А «Литва» — клок земли, примостившийся на балтийском побережье. К «Литве» и отношение – ностальгическое, настороженное, презрительное. Удивительная трансформация, если учесть, что Москва произросла на крайней периферии «литвы», древних балтов.

На этой карте территория голядя явно недооценена, находится сверху и справа.
На этой карте территория голядя явно недооценена, находится сверху и справа.

Вятичи постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя территории балтских племен, а именно берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и наконец воссоединились с кривичами. Однако остатки балтского племени были полностью ассимилированы лишь к концу XV. На существование до этого балтского населения это указывает лингвистический анализ восточно-великорусских говоров, распространенных в верховьях Днепра и Угры, то есть на территории мощинской культуры.

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

-8

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.

Однако балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.

Славянизация голяди

Последствием совместного проживания балтов и славян на территории московской области по всей видимости являлся то, что Литва и Польско-Литовской княжество вплоть до 17-го века претендовали на эти земли. Как известно, многие боярские и княжеские роды были из Литвы. А род матери Ивана Грозного, Елены Глинской была родом из мест, граничащих с голядской Десной.

-9

Но со временем балтское для московского превращалось из своего, голядского, во все более чужое –литовское, польско-литовское, западное. Еще совсем недавно в подмосковных деревнях показывали, что «литва» — за ближайшим лесом в западном стороне, а в деревне за этим лесом отсылали за следующий лес на запад, и так далее.

-10

Но сколь бы его ни загоняли в подполье, а все равно продиралось. Сквозными в московско-российской истории Топоров называет тему изменничества и самозванства, связанные с Литвой. То ли там ищут настоящего господина, то ли господин оттуда настойчиво сам является. Двадцать самозванцев только в XVI в. – как повторяющийся из раза в раз сон, страшный для видящего его.

Показателен также пример воцарившихся в 1613 г. Романовых, которые выводили свою родословную от пруссы Кобылы. Действительно, в летописях известен прусский военачальник Гландо Камбило (лит. glando ‘точит’, kamblys ‘ствол’), родословная которого, в свою очередь, выводилась от короля балтских пруссов Видевута. Имя Кобылы, Гландо наводит на мысль, что предком Романовых являлся представитель племени Голиндов.

Голядь сохраняла свою веру и обычаи вплоть до XV века, но потом начались полная славянизация и христианизация. И к XVII веку от голяди остались только топонимы.

Что же осталось от голяди?

Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существовала также речка Голяданка, левый приток Москвы-реки. Сейчас считается, что это река Чурилиха, которая течет в районе Перово и Кусково. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века. Также балтское происхождение имеют названия таких рек как Руза, Лама, Нара, Сетунь, Лобня, Лобца и другие.

Река Чурлиха в Москве, в прошлом Голяданка
Река Чурлиха в Москве, в прошлом Голяданка

От голяди до настоящего времени сохранился отголосок обряда «похорон кукушки», который по всей видимости унаследовали вятичи. Суть обряда восходит к каким-то чрезвычайно архаичным ритуалам девушек-молодиц, «вступающих в ритуальную связь между собой и в сакральную – с тайной, высшей силой, предстающей в образе кукушки». По всей видимости, кукушка представляла земную ипостась могущественной силы, владеющей пророческим даром, игравшую роль первую очередь в женских сферах бытия.

Голядским следом также является характерное московское наречие на А - типа масковскай=московский (по литовски Москва — Маскавас). Аканье в русских наречия считается наследием литовских племен, характерно также и для Беларуси, имеющей еще большее литовское влияние. Это несколько удивительно для наречия Москвы, так как в большинстве ее окружали земли финских народов и в соседних областях преобладает наречия на О.

Голь святая и Голь перекатная

Интересно, что выражение «голь перекатная» в русском языке восходит к голяди. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, от этого этнонима произошло также русское голяда в значении «нищий, бродяга», под влиянием слова голый.

Однако, некогда племя голиндов было одно из самых богатых балто-славянских племен, благодаря торговле янтарем с Римом. Вот так с течением веков, название богатого племени со временем обернулось своим перевертышем — «голь перекатная».

-12

Совпадение со словом бродяга не случайно, так как этим племенам было свойственно селиться на краю ареалов обитания. Изначальный смысл этнонима означал «пограничный». По балтийски «galas» означает «конец, край». Существует даже версия, что в стремлении дойти до границы потомки голяди дошли до Голландии и даже испанской Галисии.

А произошло это во времена Великого переселения, когда голядь вместе с готами попали на Пиренейский полуостров. В IV - V вв. военные отряды галиндов совместно с вестготами прошли от Восточной Европы до Франции и Испании. Там до сих пор встречаются населённые пункты с названиями, похожими на слово «галинды». В эту же эпоху (IV—VII века н. э.), галинды мигрировали в бассейн верхнего течения Оки, где они слились с балтами мощинской культуры.

-13

Другое слово, связанное с названием этноса — «гололедица», которое в латышском называется gala. По всей видимости, тут имеется связь со словом холод, а также чистый. В статье про единую древнюю традицию народов мира, я описывал индийский праздник Холи, во время которого сжигают чучело Холи, что связано с проводами зимы и ритуальным очищением. Таким образом можно, проследить этимологическую связь: холодный - голый - holy (святой в смысле чистый).

Современная Галиндия

В современной Польше существует этнографическая деревня, посвященная галиндам, основанная Цезары Кубацки. Фотографии для статьи взяты именно из этой деревни.

-14

Он создал cвой рай на 40 гектарах земли у устья реки Крутыни на территории Мазурского ландшафтного парка и назвал его Галиндия. Если верить древним историкам (таким как Тацит и Птолемей), на этих территориях – западного побережья Мазурских озер - с незапамятных времен, а точнее с 5 века до нашей эры, жили галинды – западнобалтийское племя, «кровные родственники» литвинов и пруссов. Существовали они вплоть до 13 века.

-15

А в 1326 году хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая на латыни завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию вместе с её обитателями галиндами, указав, что она расположена где-то в южной Пруссии. Кстати, в этих же хрониках можно найти сведения о том, что к моменту рыцарских завоеваний Галлиндия уже была безлюдна. По одной из версий, во время вражды крестоносцев и тевтонцев за северные земли, галинды воспряли духом и начали совершать ответные набеги на земли Польши. Зимой, когда болота основательно промёрзли, то ли поляки, то ли ятвяги прорвались в Галиндию и перерезали всех мужчин, оставив только женщин и малолетних детей. В результате произошла ассимиляция голиндов с ятвагами. Так завершилась история западной ветви голяди.

В городище галиндов есть и своя Янтарная комната – сокровищница племени, Священная роща со множеством деревянных истуканов, поляна обрядов с ритуальным каменным кругом, подземные гроты, лабиринты демонов и пещеры ведьм. Каждый здешний уголок овеян легендами, история тонко вплетается в современность буквально на каждом шагу – от названий блюд в местном ресторане до традиционного дресс-кода, состоящего из звериных шкур и грубых тканей.

-17

Беларуский музыкант Алесь Микус («Крывакрыж»), потомок балтского племени ятвагов, написал песню посвященную голяди. Примчечательно, что обращение идет к реке, священному образу балтов и славян. Вот ее перевод:

ГОЛЯДСКАЯ РЕКА
твоя вода пусть течет вперед так страна призывает достойных так муж обращается к жене
человече голядской реки твой путь по высокой лестнице где услышать истинное указание? где найти истинный пуп?
боже покинутой голяди твоя сила еще скрывает себя мы слышим твою силу поднимающейся мы слышим твою силу вылезающей.

Читайте также: